При размыкании контактов выключателя ток
Что такое электрическая дуга, как она возникает и где применяется?
Наблюдать искровые разряды приходилось каждому, в том числе и людям, далёким от познаний в электротехнике. Гигантскими искровыми разрядами сопровождаются грозы. Высвобождение огромной энергии, сконцентрированной в электрическом разряде молнии (см. рис. 1), сопровождается ослепительной вспышкой раскалённого ствола. Одним из видов искровых разрядов, созданных человечеством, является дуговой разряд, или попросту, электрическая дуга.
На сегодняшний день причины возникновение и свойства электрической дуги детально изучено наукой. Физики установили, что в области её горения возникает огромная концентрация зарядов, которые образуют плазму ствола. Температуры столба достигает нескольких тысяч градусов.
5. Основные параметры электромагнитных реле.
Основными параметрами, определяющими нормальную работоспособность реле и характеризующие эксплуатационные возможности, являются: 1. Чувствительность. 2. Ток (напряжение) срабатывания. 3. Ток (напряжение) отпускания. 4. Ток (напряжение) удержания. 5. Коэффициент запаса. 6. Рабочий ток (напряжение). 7. Сопротивление обмотки. 8. Коммутационная способность. 9. Износостойкость и количество коммутаций. 10. Количество контактных групп. 11. Временны́е параметры: время срабатывания, время отпускания, время дребезга контактов. 12. Вид нагрузки. 13. Частота коммутаций. 14. Электрическая изоляция.
Все эти параметры подробно приводятся в технических условиях (ТУ), справочниках или в руководствах по применению реле. Однако мы рассмотрим лишь некоторые из них, которыми, как правило, пользуются при повторении радиолюбительских конструкций.
1. Чувствительность реле определяется минимальной мощностью тока, подаваемой в обмотку реле и достаточной для приведения в движение якоря и переключения контактов. Чувствительность различных реле неодинаковая и зависит от конструкции реле и намоточных данных катушки. Чем меньше электрическая мощность тока, необходимая для срабатывания реле, тем реле чувствительнее. Как правило, обмотка более чувствительного реле содержит бо́льшее число витков и имеет бо́льшее сопротивление.
Однако в технической документации параметр чувствительность не указывается, а определяется как мощность срабатывания (Рср) и вычисляется из сопротивления обмотки и тока (напряжения) срабатывания:
2. Ток (напряжение) срабатывания определяет чувствительность реле при питании обмотки минимальным током или напряжением, при котором реле должно четко сработать и переключить контакты. А для их удержания в сработанном положении на обмотку подаются рабочие значения тока или напряжения.
Ток или напряжение срабатывания указывается в технической документации для нормальных условий и является контрольным параметром для проверки реле при их изготовлении и не является рабочим параметром.
3. Ток (напряжение) отпускания приводится в технической документации для нормальных условий и не является рабочим параметром. Отпускание реле (возвращение контактов в исходное состояние) происходит при снижении тока или напряжения в обмотке до значения, при котором якорь и контакты возвращаются в исходное положение.
4. Рабочий ток (напряжение) обмотки указывается в виде номинального значения с двухсторонними допусками, в пределах которых гарантируется работоспособность реле.
Верхнее значение рабочего тока или напряжения ограничивается в основном температурой нагрева провода обмотки, а нижнее значение определяется надежностью работы реле при снижении напряжения источника питания. При подаче на обмотку реле тока или напряжения в указанных пределах реле должно четко срабатывать.
5. Коммутационная способность контактов реле характеризуется величиной мощности, коммутируемой контактами. В технической документации коммутируемая мощность указывается верхним и нижним диапазоном коммутируемых токов и напряжений, в пределах которых гарантируется определенное число коммутаций (срабатываний).
Нижний предел токов и напряжений, коммутируемых контактами, ограничивается величиной переходного сопротивления материала, из которого выполнены контакты. Для большинства промежуточных электромагнитных реле нижним пределом является нагрузка контактов током 10 – 50 мкА при напряжении на контактах 10 – 50 мВ.
Верхним пределом токов и напряжений является нагрузка контактов максимальным коммутирующим током, предусмотренным в технической документации. Верхний предел ограничивается температурой нагрева контактов, при которой снижается механическая прочность контактных материалов, что может привести к нарушению рабочей поверхности.
Для подключения электроприбора к сети розетка с вилкой являются соответственно источником и приемником энергии, образуя штепсельное соединение. К нему предъявляются следующие требования.
- Надежный контакт. Слабое соединение приводит к разогреву и выходу его из строя. Важно также обеспечить надежную фиксацию от самопроизвольного отключения. Здесь удобно применять пружинящие контакты в розетке.
- Изоляция токонесущих частей друг от друга.
- Защита от прикосновения руками или разными предметами к деталям, находящимся под напряжением. Для защиты от детей в розетках предусматриваются специальные шторки, открывающиеся только тогда, когда вставляется вилка.
- Обеспечение полярности при подключении. Это важно, если через соединение течет постоянный ток или устройство применяется в сочетании с однополюсным выключателем. Конструкция розетки не допускает неправильного подключения.
- Наличие заземления для приборов 1 класса защиты. В розетках важно правильно подключить заземление.
Как почистить контакты
В первую очередь советую обработать разъём датчика детонации и разъёмы других низковольтных датчиков.
Внимание! Не советую обрабатывать таким способом разъём датчика кислорода! Причины изложены в статье про лямбда-зонд автомобиля
Клеммы аккумуляторной батареи.
Стоит отметить, что для клемм существует специальная смазка в тюбиках Liqui Moly “Batterie-Pol-Fett”. Но я пользуюсь только спреем.
Разъёмы и контакты форсунок
Соединительную колодку жгута проводки
Ну и, конечно же, разъём самого ЭБУ
Также нужно уделить внимание датчикам температуры – воздуха и ОЖ, контактам датчика положения распределительных валов, генератору и стартеру. Ну, и обязательно магнитоле
Отдельно хочется остановиться на элементах системы зажигания.
Обработку контактов высоковольтных проводов и катушек зажигания необходимо выполнить одной из первых. Как для профилактики, так и если на Вашем авто проявляются провалы и подёргивания при резком нажатии педали газа. Всё дело в том, что если в системе зажигания есть проблемы, то они будут проявляться именно при резком педалировании. Это обусловлено тем, что на величину напряжения пробоя влияет несколько факторов и один из них – давление.
На холостом ходу давление в цилиндрах не велико, а в момент открытия дроссельной заслонки оно резко возрастает, повышая напряжение пробоя на электродах свечи. И если в системе зажигания есть дефект, то он обязательно проявит своё влияние именно в этот момент. Об этом поговорим в одной из ближайших статей.
Так вот, одним из таких дефектов часто бывает слегка возросшее сопротивление контактов в вв проводах и, особенно, в низковольтных разъёмах катушек зажигания. Причём обычный мультиметр этого не покажет.
И очень часто очистка и защита контактов помогает исправить ситуацию. Делов на три минуты, а результат в лучшую сторону будет 100%!
Тем более, если автомобилю больше трёх лет, тогда эта процедура просто обязательна.
Первым делом обрабатываем низковольтные контакты катушки зажигания. Снимаем колодку и наносим спрей
Далее смазываем высоковольтные контакты. Для этого не обязательно лить очиститель в сами выводы катушки, а достаточно нанести средство на вв провод, одеть его на клемму катушки и слегка покрутить туда-сюда. Также необходимо подержать провод контактом вверх, чтобы спрей проник глубже – в место соединения наконечника с самим вв проводом
Тоже самое проделываем на другом конце провода
Данную процедуру советую делать даже на новых проводах и катушках.
Тоже самое касается и других контактов и разъёмов. Если Вы ставите новый датчик или подключаете новую автомагнитолу – нанесите спрей на контакты обязательно. Ведь основная задача данных средств не только в очистке, но и в создании микроскопической защитной плёнки на контактах. Эта плёнка защищает контакт от влаги и воздуха, предотвращая окислы и коррозию.
И не забываем про монтажные блоки предохранителей и реле. Вытащили реле, обработали разъём и вставили обратно. Ничего хитрого
После этих несложных процедур Вы однозначно заметите, что поведение авто изменилось в лучшую сторону! А системе управления двигателем, электрооборудованию и системе зажигания будет работать легче, что выльется в увеличенный ресурс всего двигателя в целом.