2259556.ru

Журнал Мастера
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Две одиночные секционированные выключателем системы шин

Сириус-3-ДЗШ-03

Микропроцессорное устройство защиты «Сириус-3-ДЗШ-03» предназначено для реализации функций основной защиты, автоматики и сигнализации систем сборных шин напряжением 35–220 кВ с фиксированным или изменяемым присоединением элементов, с числом присоединений до 12.

Предусмотрено подключение к ТН двух секций для реализации функций автоматики при опробовании.

Устройство дополнительно обеспечивает централизованную функцию индивидуальных УРОВ всех контролируемых присоединений.

Устройство имеет специальное исполнение «И4», обеспечивающее наиболее полный функционал при построении «цифровых подстанций» и развертывании «Smart Grid».

  • Назначение и функции
  • Технические характеристики
  • Исполнения
  • Документация

Назначение устройства Сириус-3-ДЗШ-03

Устройство выполняет основную защиту сборных шин с абсолютной селективностью и предназначено для защиты от всех видов замыканий в защищаемой зоне.

Устройство может применяться для защиты различных схем выполнения сборных шин, в том числе следующих типовых схем:

  • одиночная система шин;
  • одиночная система шин с обходным выключателем (ОВ);
  • одиночная секционированная система шин;
  • одиночная секционированная система шин с ОВ;
  • одиночная секционированная система шин с совмещенным секционным (СВ) и обходным выключателем;
  • одиночная система шин (с СВ, с ОВ) с подключением ответственных присоединений по «полуторной» схеме или по схеме «с развилкой»;
  • двойная система шин с шиносоединительным выключателем (ШСВ);
  • двойная система шин сШСВ и ОВ;
  • двойная секционированная система шин сШСВ;
  • двойная секционированная система шин сШСВ и ОВ;
  • двойная система шин (с ШСВ, с ОВ) с двумя выключателями на присоединение (или подключением по «полуторной» схеме).

Функции защиты и автоматики устройства Сириус-3-ДЗШ-03

  • селективная дифференциальная токовая защита шин с торможением (ДЗШТ);
  • ввод чувствительных токовых органов (ЧТО) при опробовании СШ в цикле автоматического повторного включения (АПВ);
  • ввод ЧТО при оперативном опробовании СШ;
  • оперативное изменение фиксации присоединений без переключения в цепях тока;
  • прием сигналов пуска защит от всех присоединений и формирование команд отключения соответствующей СШ в случае отказа выключателя любого из контролируемых присоединений с контролем по току и возможностью действия «на себя» (схема УРОВ);
  • исполнение команд внешнего устройства резервирования при отказах выключателей любого из присоединений (УРОВ), с контролем по току (используя функции программируемых входов);
  • контроль исправности вторичных цепей напряжения ТН;
  • контроль исправности вторичных цепей тока ТТ;
  • выдача команд запрета АПВ на внешние устройства;
  • блокировка действия АПВ при срабатывании схем УРОВ присоединений, приеме внешних сигналов УРОВ или неуспешном опробовании СШ в цикле АПВ;
  • оперативный ввод блокировки действия АПВ при срабатывании ДЗШ;
  • опробование СШ от любого из 12 присоединений;
  • опробование любого из 12 присоединений от СШ при «открытом» плече ДЗШ или с использованием индивидуальных реле тока;
  • блокировка действия АПВ при наличии напряжения на шинах (при неполнофазном или полнофазном отказе выключателя питающего присоединения) после срабатывания ДЗШТ и ЧТО (в том числе, в режиме нарушенной фиксации);
  • контроль наличия напряжения на шинах при их ручном опробовании (с использованием программируемого реле).

Функции сигнализации устройства Сириус-3-ДЗШ-03

  • срабатывании ДЗШпервой СШ;
  • срабатывании ДЗШвторой СШ;
  • срабатывании ДЗШпри оперативном и автоматическом опробовании шин;
  • обнаружении неисправности вторичных цепей ТТ;
  • обнаружении неисправности вторичных цепей ТН;
  • срабатывании внутренних схем УРОВ присоединений 1-12 (в том числе при действии «на себя»);
  • выдаче команд запрета выполнения АПВ;
  • выведенном состоянии ДЗШ;
  • оперативном запрете АПВ;
  • работе ДЗШв режиме нарушенной фиксации присоединений;
  • неисправности устройства;
  • неисправности внешних устройств;
  • выведенном состоянии контроля цепей тока;
  • выведенном состоянии контроля цепей напряжения;
  • ошибке задания конфигурации устройства (сигнализация некорректной фиксации присоединения);
  • срабатывании внешних УРОВ присоединений;
  • неуспешном АПВ СШ1;
  • неуспешном АПВ СШ2.

Устройство обеспечивает также выдачу обобщенного сигнала предупредительной сигнализации.

Сервисные функции устройства Сириус-3-ДЗШ-03

  • отображение текущих параметров сети;
  • оперативный ввод или вывод основных функций с помощью дискретных входов;
  • четыре набора уставок с возможностью выбора текущего с помощью дискретных входов;
  • осциллографирование аварийных событий с возможностью гибкой настройки условий пуска, длины и количества осциллограмм;
  • регистрацию и хранение журнала событий, аварий;
  • возможность подключения программируемых реле и светодиодов к определенной точке функциональной логической схемы устройства;
  • входы с программируемой функцией, задаваемой потребителем (ранжируемые входы);
  • сигнализацию срабатывания защит и автоматики, неисправности устройства с помощью программируемых реле и светодиодов;
  • возможность подключения ПЭВМ по каналу USB;
  • возможность встраивания в АСУ ТП;
  • блокировку всех алгоритмов при обнаружении системой самодиагностики неисправности устройства для исключения ложных срабатываний.

Устройство обеспечивает выполнение функций фоновой самодиагностики с выдачей соответствующих сигналов при обнаружении неисправностей.

Устройство обеспечивает гальваническую развязку входов и выходов, включая питание, для обеспечения высокой помехозащищенности, высокое сопротивление и прочность изоляции входов и выходов относительно корпуса и между собой.

В устройстве предусмотрены календарь и часы астрономического времени с энергонезависимым питанием с индикацией года, месяца, дня месяца, часа, минуты и секунды, с возможностью синхронизации хода часов по каналу синхронизации «Синхроимпульс».

Устройство Сириус-3-ДЗШ-03 не срабатывает ложно и не повреждается:

  • при снятии и подаче оперативного тока, а также при перерывах питания любой длительности с последующим восстановлением;
  • при подаче напряжения постоянного и выпрямленного тока обратной полярности;
  • при замыкании на землю цепей оперативного тока.

Выбор и описание схемы электрических соединений на стороне 330 кВ

Для РУ-330 кВ проектируемой подстанции, имеющего 6 присоединений (два автотрансформатора, четыре линии), руководствуясь рекомендациями типовых материалов для проектирования №407-03-456.87 института «Электросетьпроект», принимаются типовая схема №330-16 — трансформатор — шины с полуторным присоединением линий рис.2.1., В нормальном режиме все выключатели включены, обе системы шин находятся под напряжением. На первую систему шин К1Д подключены АТ2; W1Д; W4Д, на вторую АТ1; W2Д; W3Д.

Для ревизии любого выключателя отключают его и разъединители, установленные по обе стороны выключателя. Количество операций для вывода в ревизию — минимальное, разъединители служат только для отделения выключателя при ремонте, никаких оперативных переключений они не производят.

Достоинством схемы является то, что при ревизии любого выключателя все присоединения остаются в работе. Другим достоинством полуторной схемы является ее высокая надежность, т.к. BW остаются в работе даже при повреждении на сборных шинах, так при КЗ на первой системе шин отключатся выключатели: Q1Д; Q4Д, шины останутся без напряжения, но все BWостанутся в работе, потеряет питание только АТ2.

Если происходит повреждение на W4Д, то отключаются выключатели Q4Д; Q5Д. Для отключения АТ1 необходимо отключить Q3Д; Q6Д.

— отключение КЗ на линии с двумя выключателями приводит к общему увеличению ревизий выключателей, удорожание конструкций РУ при нечетном присоединении и увеличение количества выключателей в схеме;

— снижение надежности схемы, если количество линий не соответствует числу трансформаторов.

Последние публикации

Разное

Дизайн интерьера

Стройматериалы

Технологии

Технологии в строительстве

  • Анализ и оценка приносящей доход недвижимости
  • Архитектурные памятники Санкт-Петербурга
  • Инженерные сети городов и населенных пунктов
  • Конструкционные материалы металлы
  • Основы сметного дела в строительстве
  • Оценка стоимости недвижимости
  • Перепланировка, ремонт и дизайн квартиры
  • Печи, камины, бани, сауны
  • Плитка, керамогранит, камень, другие природные и искусственные материалы
  • Практические рекомендации по строительству и покупке собственного жилья
  • Проектирование чистых помещений
  • Руководство по техническому обслуживанию холодильных установок
  • Схемы и подстанции электроснабжения
  • Технология чистых помещений
  • Центральные системы кондиционирования воздуха в зданиях

Познавательно

  • Дефекты бетонных конструкций
  • Евроремонт своими руками
  • Лакокрасочные материалы
  • Металлические конструкции
  • Отделочные работы
  • Полимерные материалы в народном хозяйстве
  • Производство оконных и дверных блоков
  • Строительные материалы
  • Строительство
  • Стройматериалы
  • Технология, устройство, монтаж, подключение и обслуживание теплого пола
Читать еще:  Проходной выключатель lezard не могу подключить

Рис. 3.4.9. Схема с двумя системами шин и обходной с шиносоединительным (Q1) и обходным (Q2) выключателями

При числе присоединений более 15 или более 12 и при установке на подстанции трех трансформаторов мощностью 125 MB A и более рекомендуется к применению схема «две рабочие секционированные выключателями и обходная системы шин» с двумя шиносоединительными выключателями и двумя обходными выключателями. Связь между секциями шин обеспечивается через секционные выключатели, которые в нормальном режиме отключены (рис. 3.4.10).

Рекомендации по применению данной схемы распределительных устройств 6—220 кВ приведены в табл. 3.4.1.

Рис. 3.4.10. Схема с двумя системами шин и обходной с двумя шиносоединительными (Ql, Q2) и двумя обходными (Q3, Q4) выключателями (Q5,

Q6 — секционные выключатели)

Таблица 3.4.1. Рекомендации по применению схем распределительных устройств напряжением до 220 кВ включительно

Система сборных шин

Номер (номинальное напряжение-индекс схемы по [26])*

Одиночная система шин

В РП, РУ 10(6) кВ при отсутствии присоединений с электроприемниками первой категории или при наличии резервирования их от других РП, РУ

Одна рабочая секционированная выключателем система шин

В РП, РУ 10(6) кВ В РП 35 кВ; в РУ ВН и СИ 35 кВ.

Допускается применять в РУ 110—220 кВ при пяти и более присоединениях, если РУ выполнено из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией, а также в РУ 110 кВ с выкатными выключателями при условии замены выключателя в удовлетворяющее эксплуатацию время

Две одиночные секционированные выключателями системы шин

В РУ 10(6) кВ с двумя трансформаторами с расщепленной обмоткой или с двухобмоточными трансформаторами и двумя сдвоенными реакторами

Четыре одиночные секционированные системы шин

В РУ 10(6) кВ с двумя трансформаторами с расщепленной обмоткой и с двумя сдвоенными реакторами

Одна рабочая секционированная выключателем и обходная системы шин

В РУ 110—220 кВ при пяти и более присоединениях

Две рабочие системы шин

Допускается применять при числе присоединений от 5 до 15 в РУ 110—220 кВ из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией, а также в РУ 110 кВ с выкатными выключателями при условии замены выключателя в удовлетворяющее эксплуатацию время

Две рабочие и обходная системы шин

1. В РУ 10 кВ для энергоемких предприятий с электроприемниками первой категории (например, для предприятий цветной металлургии).

2. В РУ 110—220 кВ при числе присоединений от 5 до 15

Две рабочие секционированные выключателями системы шин

Допускается применять при числе присоединений более 15 в РУ 110—220 кВ из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией, а также в РУ 110 кВ с выкатными выключателями при условии замены выключателя в удовлетворяющее эксплуатацию время

Две рабочие секционированные выключателем и обходная системы шин с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями

1. В РУ 110—220 кВ при числе присоединений более 15.

2. В РУ 220 кВ при трех, четырех трансформаторах мощностью 125 MB-А и более при общем числе присоединений от 12 и более

3.4.3. Схемы распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше без сборных шин

Применяются следующие схемы распределительных устройств:

Блочные схемы. Блочной схемой называется схема «блок линия-трансформатор» без сборных шин и связей с выключателями между двумя блоками на двухтрансформаторных подстанциях (между двумя блоками может устанавливаться неавтоматическая перемычка из разъединителей). Блочные схемы применяются на стороне ВН тупиковых подстанций напряжением до 500 кВ включительно, ответвительных и проходных подстанций, присоединяемых к одной или к двум линиям, до 220 кВ включительно.

ПРОБЛЕМА:
потеря питания системы оперативного тока на ПС

Михаил Шиша, к.т.н., главный специалист ЗАО «Уралэнерго-Союз», г. Новосибирск

СИТУАЦИЯ

В марте 2011 года на подстанции (ПС) 110/10 кВ, расположенной в одном из районных центров Западной Сибири, произошла авария, на момент возникновения которой в работе находились два трансформатора 110/10 кВ мощностью 40 МВА каждый, получающих питание по линиям 110 кВ.

На стороне 10 кВ в работе находились две одиночные, секционированные выключателями системы шин со своими присоединениями.
События развивались так (описание приводится с сокращениями):
19:06. На ПС сработала центральная сигнализация (ЦС); сигнал «Земля на 1 СШ-10», «Вызов РУ 10 кВ».
19:12. Дежурный ПС сообщил диспетчеру о «земле» на одном из фидеров 10 кВ.
19:50. Посадка напряжения.
19:53. Посадка напряжения.
19:56. На ОРУ 110 кВ произошел хлопок, в ЗРУ 10 кВ пропал оперативный ток.
20:00. Сообщено диспетчеру об исчезновении оперативного тока и пожаре в кабельном коробе. Попытка отключить выключатели не удалась.
20:07. Попытка отключить высоковольтные выключатели на ОРУ ключом управления не удалась.
20:08. Произошел громкий хлопок в ЗРУ 10 кВ, началось сильное задымление и отключилось освещение во всем здании ОПУ.
20:15. Прибыли первые пожарные расчеты и приступили к тушению пожара.
21:50. Пожар ликвидирован.

Вследствие отключения питания систем оперативного постоянного тока (СОПТ) в начальный момент аварии, отключение короткого замыкания было произведено действием защиты линий высокого напряжения смежных подстанций с обесточением трех из них. В результате аварии было потеряно питание зоны с населением 83 тысячи человек.

Последствия коротких замыканий и вызванного ими пожара:

  • повреждены обмотки двух трансформаторов 110/10 кВ;
  • сгорело 607 м кабельных линий 10 кВ и 2200 м кабельных линий вторичной коммутации;
  • полностью выгорело 20 ячеек распределительного устройства 10 кВ.

Последствия пожара в кабельном хозяйстве и РУ 10 кВ приведены на фото 1 и 2. С момента появления сигнала «Земля на 1 СШ-10» до момента возникновения дугового КЗ в кабельном коробе прошло около 50 минут. За это время термическое воздействие тока однофазного КЗ на землю в одном из кабелей 10 кВ привело к повреждению изоляции проложенных совместно с ним кабелей, в том числе питания:

  • приводов выключателей трансформаторов 110/10 кВ;
  • разъединителей в цепи трансформаторов 110/10 кВ;
  • управления приводами выключателей и разъединителей трансформаторов 110/10 кВ;
  • резервных защит трансформаторов 110/10 кВ;
  • сигнализации.

Повреждение изоляции этих кабелей привело к групповому дуговому КЗ в цепях оперативного постоянного тока и к соответствующему броску тока в цепи ввода рабочего питания щита постоянного тока (ЩПТ) с последующим неселективным отключением защитных аппаратов в цепи ввода рабочего питания ЩПТ и потерей питания СОПТ.

Фото 1. Последствия пожара в кабельном коробе

Фото 2. Последствия пожара в РУ 10 кВ

АНАЛИЗ

Ошибки проекта

На рис. 1 приведен фрагмент принципиальной схемы электрических соединений, поясняющий принцип выполнения цепей ввода рабочего питания ЩПТ, цепей заряда-подзаряда, а также цепей питания потребителей СОПТ.

Рис. 1. Фрагмент принципиальной схемы электрических соединений СОПТ на ПС 110/10 кВ

В соответствии с проектной схемой, в цепях питания потребителей СОПТ, оказавшихся в зоне группового дугового КЗ, были установлены селективные автоматические выключатели ВА09-35С, оборудованные электронными максимальными расцепителями с рабочим током I н.р = 20 А, уставкой срабатывания по току в зоне КЗ I отс = 120 А и уставкой срабатывания по времени t = 0,2 с.

В цепях вводов рабочего питания ЩПТ и в цепи межсекционной перемычки установлены такие же автоматические выключатели, но с рабочим током расцепителя I н.р = 125 А в цепях вводов питания и I н.р = 80 А в цепи межсекционной перемычки.

Уставка срабатывания расцепителей по току в зоне КЗ составляет I отс = = 250 А у выключателей вводов питания и I отс = 160 А у выключателя в цепи перемычки.

Читать еще:  Диммируемыми выключателями что это

Уставка срабатывания по времени выключателей ввода питания t = 0,4 c, а уставка срабатывания по времени выключателей в цепи перемычки t = 0,3 с.

При увеличении уставки срабатывания расцепителей выключателей вводов питания (02-Q1; 03-Q1) до значения t = 0,5 с, проектные настройки расцепителей были бы вполне приемлемыми и дуговое КЗ в цепях присоединений было бы отключено защитными аппаратами присоединений через t = 0,2 c. При этом защитные аппараты в цепи вводов питания не успели бы сработать и питание оставшихся в работе цепей СОПТ было бы сохранено.

Однако в соответствии с проектной схемой последовательно с автоматическими выключателями в цепях вводов рабочего питания оказались установленными пять предохранителей: два F-11 c I ном.пл.вст = 63 А, F-12 c I ном.пл.вст = 50 А, F-13 c I ном.пл.вст = 50 А и F-14 c I ном.пл.вст = = 100 А, конструктивно входящих в состав зарядно-подзарядных агрегатов.

При такой схеме включения зарядно-подзарядных агрегатов функции защиты цепей вводов рабочего питания ЩПТ и функции защиты цепей заряда-подзаряда аппаратно объединяются, что недопустимо ни с точки зрения схемы, которая может стать причиной полной потери оперативного тока, ни с точки зрения возможности обеспечения выбора аппаратов защиты, так как расчетные условия выбора аппаратов в цепи вводов рабочего питания отличаются от расчетных условий выбора аппаратов в цепях заряда-подзаряда.

В описываемом случае при групповом дуговом КЗ в цепях питания потребителей СОПТ предохранитель F-13 в зарядно-подзарядном агрегате ЗА-2 и предохранитель F-14 в агрегате ЗА-1 сгорели за менее чем 0,2 с, так как ни один защитный аппарат из установленных в цепях присоединений сработать не успел.

Применение предохранителей

Значение тока КЗ в цепях присоединений и цепях ввода рабочего питания не было зафиксировано, расчетное же определение значения тока при групповом дуговом КЗ в цепях присоединений ЩПТ практически невозможно. По приблизительным оценкам, ток дугового КЗ в цепи ввода питания мог достигать значения

1000 А. При таком значении тока предохранители с I ном.пл.вст = 50 А сгорают за время t ≈ 0,01 с, то есть практически мгновенно, а время срабатывания плавкой вставки с I ном.пл.вст = 100 А находится в диапазоне t ≈ 0,04–0,4 с. Точное время срабатывания предохранителей, установленных в цепи ввода питания ЩПТ, не фиксировалось, однако, судя по тому, что ни один из расцепителей автоматических выключателей в цепях питания потребителей не сработал, время перегорания предохранителей было меньше, чем 0,2 с.

Тот факт, что сгорели предохранители с I ном.пл.вст = 100 А и I ном.пл.вст = 50 А, установленные в подзарядных агрегатах ЗА-1 и ЗА-2 соответственно, а другие предохранители с I ном.пл.вст = 50; 63; 100 А, установленные в этих цепях, не сгорели, лишний раз подтверждает то, что характеристики срабатывания предохранителей имеют значительный разброс.

В рассматриваемом случае минимальное время срабатывания предохранителя с I ном.пл.вст = 100 А составляло 0,04 с, что на порядок меньше максимального времени t = 0,4 с. Но значение тока дугового КЗ в цепи также не является точным. Учет же разброса возможных значений тока при дуговом КЗ [1] приведет к еще большей неопределенности времени сгорания плавкой вставки.

Предохранители как защитные аппараты имеют ряд неоспоримых достоинств, а именно:

  • простота конструкции;
  • отсутствие необходимости настройки и калибровки;
  • надежность срабатывания при расчетных условиях.

Вместе с тем предохранители имеют и ряд недостатков:

  • значительный разброс характеристик срабатывания по току и времени;
  • невозможность обеспечения калиброванного времени срабатывания при расчетных условиях;
  • изменение характеристик срабатывания в процессе эксплуатации, особенно при протекании импульсов тока, с необходимостью последующей замены всех предохранителей, установленных в цепи протекания тока;
  • одноразовость действия с необходимостью гарантированного обеспечения возможности замены.

Следует также иметь в виду, что сама по себе надежность срабатывания при расчетных условиях еще не гарантирует надежности СОПТ в целом, так как важен не просто факт срабатывания защитного аппарата, а срабатывание за определенное время в соответствии с требованиями селективности. Это требование ярко продемонстрировано в случившейся аварии, когда неправильно выбранный и неуместно установленный предохранитель стал причиной полной потери питания СОПТ.

Важно и то, что в последнее время в технической документации производителей предохранителей (особенно зарубежных) времятоковые характеристики приводятся в виде средних значений без указания возможных разбросов характеристик срабатывания, что делается, по-видимому, для экономии места и придания большей привлекательности производимой продукции, так как уменьшение разброса характеристик свидетельствует о высокой технологичности процесса производства.

На самом деле это создает ложное представление о технических характеристиках. Использование при проектировании защитных аппаратов, производители которых не указывают параметры разброса характеристик срабатывания, недопустимо. Требование гарантированного обеспечения возможности замены предохранителей также вряд ли может быть выполнимым в связи с особенностями отечественных методов хозяйствования и территориальной протяженностью.

Несмотря на всё сказанное, предохранители находят широкое применение. Однако их использование в цепях, где срабатывание приводит к полной потере питания СОПТ, недопустимо.

Необоснованным является и применение зарядно-подзарядных агрегатов Thyrotronic со столь нетипичной для отечественных энергопредприятий схемой подключения. Нужно иметь в виду, что завод-изготовитель производит агрегаты для различных объектов, имеющих самые разнообразные схемы. При этом задачей проектной организации является создание проекта системы постоянного тока в целом, с увязкой схем и параметров отдельных агрегатов.

Следует также учитывать, что современные отечественные зарядно-подзарядные агрегаты по своим параметрам нисколько не уступают зарубежным при, как правило, меньшей стоимости.

ПРИЧИНЫ

Основными причинами возникновения и развития аварии, приведшими к столь значительному ущербу, являются, как и в большинстве подобных случаев, следующие обстоятельства:

  • совместная прокладка в разных отсеках кабельного металлического короба типа ККБ не разделенных противопожарными перегородками силовых и контрольных кабелей, включая кабели напряжением 10 кВ и кабели цепей СОПТ;
  • ошибка при проектировании схемы электрических соединений ЩПТ, приведшая к аппаратному объединению функций защиты цепей вводов рабочего питания ЩПТ и защиты цепей заряда-подзаряда, отчего в цепи ввода рабочего питания каждой из полусекций ЩПТ, кроме автоматических выключателей вводов рабочего питания, оказались установленными дополнительно по 5 предохранителей;
  • ошибки при расчетах параметров настройки и при выборе защитных аппаратов в цепях питания потребителей и вводов рабочего питания и питания цепей заряда-подзаряда, приведшие к их неселективной работе и полной потере оперативного тока.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Как показывает опыт, основы надежной и безаварийной эксплуатации энергообъектов закладываются еще на стадии проектирования, что должно учитываться заказчиком при выборе проектной организации. Проект, выполненный квалифицированными проектантами, может потребовать дополнительных затрат, однако они окупятся благодаря снижению вероятности возникновения аварийной ситуации.
Избежать или снизить вероятность возникновения аварии с приведенными выше сценарием развития и последствиями возможно при выполнении следующих условий:

  • При проектировании и монтаже кабельного хозяйства следует избегать совместной прокладки силовых кабелей высокого и низкого напряжений и кабелей системы оперативного постоянного тока, прокладка которых должна осуществляться по выделенным трассам. Разделение кабельных лотков противопожарными перегородками из асбоцементных листов нельзя признать эффективным средством, адекватным раздельной трассировке, ввиду низкого (как правило) качества выполнения этих перегородок.
  • Защита цепей вводов рабочего питания щитов постоянного тока и цепей заряда-подзаряда должна осуществляться индивидуальными защитными аппаратами. Для цепей вводов рабочего питания следует использовать автоматические выключатели с полупроводниковыми расцепителями, позволяющими выполнить калиброванную уставку по времени срабатывания.
  • Защита цепей вводов рабочего и резервного питания ЩПТ может осуществляться автоматическими выключателями с тепловыми расцепителями, дооборудованными выносными защитами, действующими на независимый расцепитель. Электромагнитный расцепитель выключателя в этом случае либо не устанавливается, либо выводится из работы, а на тепловой расцепитель накладываются функции резервной защиты. Использование предохранителей для защиты этих цепей недопустимо ввиду значительного разброса характеристик и невозможности обеспечения калиброванной уставки времени срабатывания и одноразовости действия, что может быть причиной неселективной работы с полной потерей питания цепей оперативного постоянного тока.
    Во избежание ошибок при проектировании защит в состав проекта должно входить построение карт селективности, позволяющих производить оптимизацию выбора и настройки защит в удобной для восприятия форме.
Читать еще:  Управляемый настенный выключатель с

ЛИТЕРАТУРА

1. Шиша М.А., Александров В.М., Рычагов В.Н. Расчет защит сетей напряжением до 1 кВ. Учет влияния электрической дуги // Новости ЭлектроТехники. 2012. № 2(74).

© ЗАО «Новости Электротехники»
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Схемы питающих электрических сетей 10(6) кВ

Пример схемы электроснабжения при питании особой группы электроприемников Кабельные перемычки и мощность третьего аварийного источника выбираются исходя из нагрузки приемников особой группы, предназначенных только для безаварийного останова производства. Проходная подстанция включается в рассечку одной или двух линий с двусторонним или односторонним питанием.

Питание распределительных пунктов осуществляется по радиальным схемам от разных секций шин 10 6 кВ опорных подстанций или подстанций глубокого ввода либо от разных подстанций. Недостатками рассмотренной схемы являются: отключение КЗ на линии двумя выключателями, что увеличивает общее количество ревизий выключателей; удорожание конструкции РУ при нечетном числе присоединений, так как одна цепь должна присоединяться через два выключателя; снижение надежности схемы, если количество линий не соответствует числу трансформаторов.

Схема электрическая принципиальная Отходящая линия к ТСН Страница 3 из 4 Схемы питающих электрических сетей 10 6 кВ Назначение питающих электрических сетей — концентрированная передача мощности в районы, удаленные от подстанций глубокого ввода и опорных подстанций.

Перемычка из двух разъединителей используется при отключениях линий. Наряду с достоинствами схема с одной несекционированной системой шин обладает рядом недостатков.

В нормальном режиме один из разъединителей перемычки должен быть отключен. По степени надежности электроснабжения магистральные схемы можно подразделить на две основные группы.

Схемы 15, 16 и 17 при числе линий более 4, а также по условиям сохранения устойчивости энергосистемы, проверяются на необходимость секционирования сборных шин. Более сложная схема содержит также одну секционированную систему шин, но в ней добавляется обходная система шин рис.

Указания по применению схем четырехугольника и шестиугольника.
Что такое звезда и треугольник в трансформаторе?

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • Демография
  • Журналистика и СМИ
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Механика
  • Науковедение
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Строительство Две системы сборных шин с обходной

Секционированная система сборных шин с обходной

Обходная система шин позволяет на время ремонта выключателя какого-либо присоединœения заменить его обходным выключателœем.

Применяется на напряжениях 110 – 500 кВ. ОВ позволяет без перерыва питания вывести в ремонт выключатель любого присоединœения. ШСВ (шиносоединительный выключатель) – без перерыва питания переводить присоединœения с одной системы шин на другую и выводить в ремонт одну из СШ.

1. При КЗ на одной системе шин теряется только половина присоединœений.

2. При выводе в ремонт одной системы шин питание присоединœений переводится на вторую без перерыва питания.

3. В случае если требуется вывод в ремонт выключателя одного из присоединœений, его заменяют обходным без перерыва питания.

1. При КЗ на линии и отказе ее выключателя должно сработать УРОВ (устройство резервирования отказа выключателя) и отключить всœе выключатели той системы шин, к которой подключено поврежденное присоединœение.

2. При КЗ на одной из СШ теряется половина присоединœений, а если при этом произошел отказ ШСВ, то теряются всœе присоединœения.

Полуторная схема сборных шин

Схема еще носит название “3/2” – 3 выключателя на 2 присоединœения.

а) полуторная схема сборных шин без чередования присоединœений

1. При КЗ на одной из СШ отключаются выключатели 1-го или 3-го ряда, а всœе присоединœения остаются в работе.

2. При выводе в ремонт I или II СШ не требуется сложных переключений. Необходимо отключить выключатели 1-го или 3-го ряда.

3. При КЗ на линии отключаются 2 её выключателя и в случае отказа одного из них либо гасится система шин без потери присоединœений, либо теряется одна линия или один генератор.

4. При ремонте одной из СШ и КЗ на другой потери питания присоединœений не происходит. При этом блоки выделяются каждый на свою линию.

1. Дороже, чем всœе предыдущие схемы, т.к. содержит в полтора раза больше выключателœей.

2. Большие эксплуатационные расходы за счет большого объема ремонтных работ, так как при каждом отключении присоединœения отключаются 2 выключателя – большой износ выключателœей.

3. В случае если в ремонте находится один из выключателœей 1-го или 3-го ряда и возникло КЗ на одном из присоединœений, то теряем второе присоединœение этого поля.

4. Большая сложность релœейной защиты.

б) полуторная схема с чередованием присоединœений

Преимущество данной схемы перед предыдущей состоит в том, что при ремонтах выключателœей 2-го ряда и при отказе выключателœей 1-го или 3-го ряда при КЗ на линии количество потерь блока будет в 2 раза меньше. При отказе выключателя произойдет погашение системы шин и потеря присоединœения, выключатель которого ремонтируется. При этом, поврежденная линия может быть отключена разъединителœем и питание системы шин вместе с потерянным присоединœением восстановлено.

В случае если в схеме количество цепочек выключателœей будет больше 5, то шины рекомендуется секционировать выключателœем.

Благодаря высокой надежности и гибкости схема находит широкое применение в распредустройствах (РУ) 330 – 750 кВ на мощных электростанциях.

На узловых подстанциях такая схема применяется при числе присоединœений восœемь и более. При меньшем числе присоединœений линии включаются в цепочки из трех выключателœей, а трансформаторы присоединяются к шинам без выключателœей, образую блок трансформатор – шины.

Схема с двумя системами шин и четырьмя выключателями на три присоединœения (схема 4/3)

Схема наиболее эффективна, если число линий в 2 раза меньше или больше числа источников.

Имеет всœе достоинства полуторной схемы, а кроме того:

1. Более экономична (1,33 выключателя на присоединœение вместо 1,5);

2. Секционирование сборных шин требуется при числе присоединœений 15 и более;

3. Надежность схемы практически не снижается, если в цепочке будут присоединœены две линии и один трансформатор вместо одной линии и дух трансформаторов.

1. Все недостатки, которые присущи схеме 3/2;

2. По причине того, что в этой схеме выключателœей среднего ряда в 2 раза больше, чем в схеме 3/2, то при отказах этих выключателœей вероятность потери второго присоединœения будет выше.

Схема может выполняться с 1, 2, 3 или 4-х рядным расположением выключателœей. Наиболее удачным является двухрядное расположение выключателœей:

LR ставятся для компенсации емкостного тока, генерируемого ЛЭП на 500 кВ и выше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector