Розетка 220 для яхты
Прежде чем приступать к монтажу, нарисуйте на листе бумаге то, что вы хотите получить. Чем больше деталей войдет в рисунок, тем меньше вероятность допустить ошибку в процессе установки оборудования. Рисунок можно привязать к контуру лодки, указав на нем точки расположения розеток или места подключения устройств переменного тока. Но лучше ограничится принципиальной схемой. Она выглядит менее запутанной и точнее показывает взаимодействие различных устройств.
Схема подключения катера или яхты к береговому электропитанию. Условные обозначения: 1 — береговой заземляющий электрод; 2 — незаземленный проводник (коричневый); 4 — заземленный проводник (синий). 6 — проводник заземления (зеленый или желто-зеленый); 7 — береговое силовое подключение; 8 — береговой силовой кабель; 9 — соединитель берегового силового кабеля с соответствующим штепселем; 11 — 2-полюсная заземленная вилка и розетка; 12 — выключатель основного берегового питания и УЗО; 14 — дополнительный гальванический разъединитель: 19 — индикатор обратной полярности; 20 — к общей точке заземления 21 — бортовой генератор 22 — переключатель Берет/Выкл/Генератор; 23 — выключатель основного питания с УЗО; 24 — выключатель основного питания; 25 — распределительный выключатель ; 28 — устройство или щит управления 220/240; 30 — заземленная розетка 220/240;
Любое устройство подключается к электрической цепи двумя проводниками. В цепях постоянного тока они называются положительным и отрицательным. В цепях переменного — фаза и нейтраль. Несмотря на то, что ток течет по обоим проводникам, они не являются взаимозаменяемыми. Фаза идет от источника напряжения к устройству, а нейтраль обратно к источнику напряжения и затем к заземляющей пластине.
Если фазу и нейтраль на борту поменять местами, оборудование продолжит нормально работать. Но поскольку переключатели и автоматы окажутся на заземленной стороне, то даже отключенные устройства по-прежнему будут находится под напряжением, представляя потенциальную опасность для окружающих.
Фазный проводник имеет изоляцию черного или коричневого, а нейтральный синего цвета
Пометьте все провода на вашем рисунке черным и синим и «подключите» черный провод к каждому устройству со стороны предохранителя или выключателя
Заземляющий провод
Третий проводник в цепях переменного тока называется заземляющим. В нормальных условиях ток по нему не течет. Назначение этого провода — создать путь на землю от металлических корпусов оборудования или розеток. При серьезной утечке, например, при коротком замыкании на корпус, по защитному проводнику потечет ток большой силы, сработает автомат и разомкнет цепь
Заземляющий провод должен иметь зеленую или желто-зеленую изоляцию. Провода такого цвета запрещено использовать для других целей
В квартире защитный заземляющий провод соединяется с нейтральным внутри электрического щитка. На катере или яхте нейтральный и заземляющий проводники соединяются только в колонке берегового питания, бортовом генераторе, инверторе или вторичной обмотке изолирующего трансформатора.
Если ни инвертора, ни генератора, ни изолирующего трансформатора на судне нет, то
Нейтральный (синий) и заземляющий (желто-зеленый) проводники на лодке никогда не соединяют между собой – только на берегу
Когда нейтраль заземлена не только на берегу, но еще и на лодке, небольшая разница потенциалов в двух точках «земли» или дополнительное сопротивление в цепи самой нейтрали приведут к тому, что ток найдет путь на землю через бортовую DC цепь. Корпус и оборудование постоянного тока окажутся под напряжением. Если же нейтральный разъем в розетке берегового подключения окажется неисправен или на берегу будет перепутана полярность, то напряжение в системе постоянного тока на лодке вырастет до смертельно опасного
Неправильное подключение судна к береговому электричеству. Нейтраль и защитный проводник соединены на борту. Дополнительное сопротивление в розетке берегового питания создает для тока параллельный путь на землю и бортовые устройства постоянного тока могут оказаться под напряжением
Зеленый заземляющий провод обеспечивает для тока путь с низким сопротивлением к земле, если металлический корпус оборудования, входящего в систему переменного тока, оказывается под напряжением. Но что, если переменный ток попадает в систему постоянного? Например, из-за случайного контакта проводов, утечки в изоляции, короткого замыкания в зарядном устройстве, инверторе или другом оборудовании с двойным напряжением?
Попав в цепь постоянного тока, переменный будет искать землю и автоматически пройдет по проводникам к общей точке заземления и далее через вал двигателя к воде. Однако сила тока, текущего в пресной или слабосоленой воде, по цепи «судно – вода – земля» может оказаться меньше номиналов автоматических выключателей, установленных на лодке и на берегу. Из-за этого защита скорее всего не сработает и не разорвет цепь. В результате вся отрицательная часть системы постоянного тока на лодке окажется под высоким напряжением.
Опасность возникнет и для тех, кто находится на лодке, и для тех, кто плавает в воде. В пресной воде возникнет реальный риск поражения током. В соленой смертельный удар током маловероятен, но электрическое поле может парализовать мышцы пловцов
Чтобы избежать подобных ситуаций на катерах и яхтах защитный заземляющий проводник цепи переменного тока всегда подключают к общей точке заземления постоянного тока
Изложенного достаточно, чтобы составить схему берегового подключения на небольшой яхте или катере. Три провода от береговой электрической сети входят на борт лодки через розетку берегового подключения, которая является началом бортовой цепи переменного тока. Черный и синий провода идут от входа к двухполюсному автоматическому выключателю, размыкающему фазу и нейтраль, а затем к самому удаленному устройству. Остальное оборудование в той же цепи подключаются к этим двум проводам, как ступеньки на лестнице. Желто-зеленый заземляющий провод обходит главный автоматический выключатель и соединяет клеммы заземления каждого устройства с выводом заземления входной розетки берегового питания и с общей точкой заземления цепи постоянного тока
Яхтинг на Карибах где есть и 110в и 220в
#1 Radja

- Из: Москва
Как должна выглядеть электрическая система на яхте, которая будет ходить в зоне где есть и 110 и 220 вольт?
На мой взгляд вся система — предохранители, розетки, бойлер, зарядка и т.п. должна быть 110в (или 220 не важно), а на входе сразу за кабелем берегового питания трансформатор с 220 на 110 и свитч который позволяет либо напрямую включиться когда на причале 110, либо через трансформатор, когда на причале 220.
Вроде все просто, но если у кого-то есть опыт или соображения — поделитесь пожалуйста.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#2 Сергей725
Небольшой спонсор ВФПС

- Из: Москва
Как должна выглядеть электрическая система на яхте, которая будет ходить в зоне где есть и 110 и 220 вольт?
Вроде все просто, но если у кого-то есть опыт или соображения — поделитесь пожалуйста.
- 1
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#3 MarkL
Рулевой 1-го класса







- Из: Toronto
- Судно: O’day40
- Название: Calypso
Как должна выглядеть электрическая система на яхте, которая будет ходить в зоне где есть и 110 и 220 вольт?
На мой взгляд вся система — предохранители, розетки, бойлер, зарядка и т.п. должна быть 110в (или 220 не важно), а на входе сразу за кабелем берегового питания трансформатор с 220 на 110 и свитч который позволяет либо напрямую включиться когда на причале 110, либо через трансформатор, когда на причале 220.
Вроде все просто, но если у кого-то есть опыт или соображения — поделитесь пожалуйста.
Сообщение отредактировал MarkL: 25 ноября 2009 — 05:11
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#4 Niven

- Из: Москва
- Судно: Sloop 45
- Название: Lisse
Как должна выглядеть электрическая система на яхте, которая будет ходить в зоне где есть и 110 и 220 вольт?
На мой взгляд вся система — предохранители, розетки, бойлер, зарядка и т.п. должна быть 110в (или 220 не важно), а на входе сразу за кабелем берегового питания трансформатор с 220 на 110 и свитч который позволяет либо напрямую включиться когда на причале 110, либо через трансформатор, когда на причале 220.
Вроде все просто, но если у кого-то есть опыт или соображения — поделитесь пожалуйста.
Прикрепленные файлы
ASLayout.pdf159,97К 247 Количество загрузок:
Сообщение отредактировал AMN: 25 ноября 2009 — 07:10
обсуждение личностей пользователей.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#5 Сергей725
Небольшой спонсор ВФПС

- Из: Москва
Обычный конвертер(http://www.110220vol. CFcx25QodNG2_ow
У приятеля английский Таккер с проводкой 220 и все работает.
- 1
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#6 Radja

- Из: Москва
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#7 помощник капитана
We travel not to escape life, but for life not to escape us.

- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Shipman 63
- Название: Bepa
Вроде все просто, но если у кого-то есть опыт или соображения — поделитесь пожалуйста.
[/quote]
Я когда лодку строил, мне подобную систему предлагали. Как реализовано технически не знаю, но верфь просила двадцатку евро и весить оно должно было 120 кило. По итогу отказался, а сейчас сам голову ломаю — похоже, на Карибах придется генератор гонять.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#8 Velund


- Из: Moscow
То есть (с учетом разницы в частоте) получается что если закладываться с нуля, то проще всего иметь внутреннюю проводку 220 вольт, и при выборе приборов смотреть в спецификацию на заявленный диапазон частот питающего напряжения?
По теории, рассчитанные на 50 Гц трансформаторы (не уверен на 100% насчет двигателей) должны спокойнее относиться к питанию частотой 60 гц, нежели для экономии провода без запаса посчитанные китайцами на 60 Гц при питании от 50. У самого не раз летели трансы в американских 120В адаптерах при питании от 50 Гц через автотрансформатор (перегрев, срабатывает замотанный под изоляцию обмоток термопредохранитель, транс в помойку).
А основная масса устройств с импульсными источниками питания все равно переменку сначала выпрямляет, так что работать будет от чего угодно, хоть от постоянного тока.
При таком раскладе (бортовая сеть 220В, основные приборы на 50 Гц) можно обойтись одним повышающим трансформатором 110-220 вольт на вводе питания с причала, по видимому. Или есть еще тонкости?
Конечно, гораздо «основательнее» было бы поставить импульсный преобразователь с широким диапазоном входного напряжения и постоянкой на выходе а за ним мощный инвертер с синусоидой на выходе (как построены дорогие UPS), чтобы и частоту иметь всегда нужную, и не думая вткаться во что угодно от 100 до 250 вольт любой частоты или вообще в постоянный ток, но вот только по финансам это может оказаться разорительно.
И. кстати, вопрос — а какие сертификации и степени защиты должны быть у трансформатора, чтобы его можно было смело ставить на яхту и не бояться ничего и никого?
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#9 Radja

- Из: Москва
Конечно, гораздо «основательнее» было бы поставить импульсный преобразователь с широким диапазоном входного напряжения и постоянкой на выходе а за ним мощный инвертер с синусоидой на выходе (как построены дорогие UPS), чтобы и частоту иметь всегда нужную, и не думая вткаться во что угодно от 100 до 250 вольт любой частоты или вообще в постоянный ток, но вот только по финансам это может оказаться разорительно
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#10 Velund


- Из: Moscow
И какой у системы будет КПД? Получается, что импульсный преобразователь выдает постоянный ток, а за ним инвертор опять выдает 220. В некоторых маринах от двухкиловатного электрочайника автомат на причале выбивает, а еще эта конструкция преобразователь+инвертор будет добавлять своё. И инвертор должен минимум чайник+микроволновку+ноутбук держать, чтобы не париться с перетыкиванием приборов и не бегать постоянно автомат поднимать. Кто-то из производителей такое предлагает? Посмотреть бы схему и почитать описание.
Скажу сразу, что я только с большими UPS выполненными по такой схеме имел дело в реальности. Но под новомодные заморочки с солнечной энергетикой сейчас начинают много разного и интересного делать. Был в октябре в Тайпее на PV Taiwan 2009 (проходила одновременно с Taitronics 2009, куда собственно и ехали, так что заглянули и к «солнечникам» на огонек) — там этого добра (инвертеров) хватало разного. От 100 ватт до сотни киловатт и с первичными цепями от 12 до 600 вольт постоянки.
Поглядел краем глаза — вот в качестве примера что бывает (не скажу сразу что подходящее)
вход — постоянка 200-380 вольт. Если на причале 220 — просто выпрямить, если на причале 120 — переключить выпрямитель в режим удвоения. Частота не критична.
Еще раз повторюсь — это не готовый рецепт, это повод к обсуждению.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#11 Radja

- Из: Москва
Еще раз повторюсь — это не готовый рецепт, это повод к обсуждению.
Все равно интересно, можно подумать в этом направлении.
Но конечно для лодки нужен готовый рецепт, схема которую как минимум сотня человек уже применило и все косяки известны и предсказуемы.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#12 RV6ASX

- Из: Краснодар
- Судно: Швертбот, Кэт-бот
- Название: RV6ASX, РОСС
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#13 Velund


- Из: Moscow
Может быть есть смысл использовать обычный ЛАТР (лабораторный автотрансформатор)? Самый простой вариант и не дорого и регулировать напряжение можно. Конечно частоту он не сможет преобразовывать.
Поспрашивать можно по радио/электролабораториям. Раньше достать их было не проблема. Такой небольшой увесистый ящичек с ручкой регулировки сверху и большим вольтметром на передней панели.
Не приходилось видеть ЛАТРов с защитой IP-65. А ставить открытый на лодке, где его может водой залить — это искать приключений на «зобственную садницу» 😉
Просто тороидальный изолирующий транс киловатта на 3 с первичкой с переключаемыми отводами (110-120-220-240) и вторичкой на нужное напряжение заказать на торе с пропиткой — другое дело. Засунуть его потом с вольтметром и переключателем в герметичный бокс с удобным креплением. Ну и защиту от дурака какую то предусмотреть — чтобы напряжение выше 150 вольт не подалось на 110- или 120-вольтовые отводы ни при каких условиях (на хитрых реле, или электроника примитивная, управляющая подачей напряжения на транс). Но вопроса с частотой сети это не решит, только с напряжением.
- 0
- Наверх
- Ответить
- Цитата
#14 Jugador




- Из: PP
- Судно: парусная яхта 🙂